Как дрессировали собак до революции

Рекомендации прямого действия для воспитания и подготовки служебных собак от 1911 года.

  1. Прежде чем браться за дрессировку собаки, надо в самом себе воспитать строгое самообладание, чтобы проявлением собственного нетерпения или раздражительности не испортить в течение одной минуты все то, чего удалось достичь неделями упорного труда.
  2. Прежде чем приступать к дрессировке собаки, учитель должен познакомиться с историей физического и нравственного развития собаки вообще, в особенности же с историей развития данной породы.
  3. «Молодость ветрена», она еще не достигла той нравственной зрелости, когда долг играет первостепенную роль в жизни. Это одинаково справедливо как по отношению к человеку, так и по отношению к собаке.

Молодую собаку надо раньше всего воспитать, так как дрессировать можно лишь физически и нравственно зрелую собаку. Такая зрелость у одних собак наступает раньше, у других же позднее, и поэтому нередко случается, что собака сразу, как бы играя, усваивает какой-нибудь приём, который она до того, несмотря на неустанную работу в продолжение целых недель, не в состоянии была понять.

  1. Мать, которая тебя воспитала, учитель, который тебя учил, унтер-офицер, который с тобой упражнялся, — все они терпеливо и с нисхождением относились к тебе и к твоим слабостям: проявляй же и ты, в свою очередь, ежедневно и ежечасно такое же терпение по отношению к своей собаке! Она ведь только животное, не имеющее языка и тем самым лишенная средства объяснить свои мысли и побуждения.
  2. Как ум и тело человека не всегда одинаково способны воспринимать и напрягаться, точно также и собака не всегда одинаково будет усваивать и учиться. Это никогда не следует забывать при дрессировке.

Только от вполне воспитанной, здоровой собаки, уже пережившей первый юношеский пыл, можно и должно требоваться, чтобы она сдерживала свои прихоти и не поддалась бы влиянию минутного своего настроения.

  1. Кнутом, палкой и розгой можно воспитать лишь раба, покорного, когда он на глазах у хозяина, но такими средствами невозможно воспитать добросовестного, радостно исполняющего приказания товарища, которые разделяет все опасности своего хозяина и, в случае надобности, отдаст за него свою жизнь. Поэтому наказывать нужно любя, не бить, а лишь слегка похлопать концом хлыста, легко потрепать за уши, не кричать — а пожурить недовольным тоном — вот единственно целесообразные наказания молодой собаки.
  2. Во время воспитания, дрессировки и работы полицейской собаки следует употреблять свисток, резко отличающихся от обыкновенных свистков, какие употребляют дети и другие лица; это делается для того, чтобы собака привыкла слушаться только этого одного свистка. Самый лучший и самый подходящий для этой цели «двухтоновый полицейский сигнальный свисток».
  3. Собаку надо воспитывать таким образом, чтобы она чувствовала наказание, если хозяин с ней сердито или совсем не говорит, ее не ласкает или игнорирует.
  4. В собаке надо воспитать сознание долга; ежедневно следует повторять упражнения, из которых ей станет ясным, что делать она должна не то, что ей хочется, а то, что приказано делать.
  5. Правила для дрессировки собак составляются из собранных данных практиков-дрессировщиков, которые успешно пользуются своими собаками. Эти правила, однако, невозможно применять во всех безусловно случаях: характер и способности дрессировщика, темперамент собаки, ее возраст, пол, порода, наследственность — всё это потребует известных уклонений от приведенных правил, и уклонения эти не только являются желательными, но нередко бывают необходимыми.

Словом — не следует забывать, что во всяком практическом занятии «нет правил без исключения», и в таком живом деле, как дрессировка собак всё делать по какому-нибудь одному рецепту невозможно, а потому в приемах дрессировки нужно применяться и сообразовываться с жизнью