«КАК ОБЩАТЬСЯ С НЕЗРЯЧИМ ИЛИ СЛАБОВИДЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ»
В беседе на вопросы психолога комплексного центра социального
обслуживания населения Беляевой Лидии Васильевны отвечает
председатель Калачинской МО ООО ОООИ ВОС Ремнева Галина
Ивановна .
В нашем обществе немало людей, которые полностью или частично
утратили зрение. Они так же, как и другие, посещают общественные
места, магазины, организации, передвигаются в общественном
транспорте и т.д. Только делать это им гораздо сложнее, чем людям с
хорошим зрением. Кроме того, сталкиваясь с незрячими или
слабовидящими людьми, зачастую люди теряются и не знают, как к ним
обращаться, как взаимодействовать и правильно оказывать помощь.
Предлагаем несколько советов, как сделать жизнь слабовидящих и
незрячих людей более комфортной.
Когда вы здороваетесь, не забывайте представиться. Например:
«Здравствуй, Вера. Это Татьяна». Желательно дотронуться до плеча
или руки, чтобы показать человеку, что вы именно к нему обращаетесь.
Говорите непосредственно с незрячим человеком, а не с его
сопровождающим. Говорите с незрячим человеком чётко и ясно, не
теряйте логику, уточняйте: «Вам понятно, что я говорю?».
В беседе говорите с обычной громкостью. Говорить громче нужно
только, если у человека кроме зрения страдает ещё и слух.
Обращайтесь к человеку по имени. Так он будет уверен, что вы
говорите именно с ним, а не с кем-то ещё, кто стоит рядом.
Когда незрячий или слабовидящий человек входит в комнату,
поздоровайтесь с ним и сообщите, кто ещё находится в комнате. Так он
будет знать, что он не один, это позволит избежать неловких ситуаций.
Если незрячий человек пришел в организацию, ему мало предложить
присесть. Не забывайте – он не видит, необходимо помочь ему это
сделать.
В общественном транспорте незрячему человеку часто предлагают
присесть на свободное место. Но обратите внимание, где находится это
место, ведь ему сложно пройти через весь салон. Уступите место рядом
с ним, а сами пройдите на свободное.
При решении каких-либо вопросов у незрячего человека следует
уточнить, всё ли ему понятно, нет ли ещё вопросов. Не забывайте, что
у людей с хорошим зрением в руках всегда остается памятка, запись, а
незрячему человеку всё нужно запомнить.
Если вы сами пришли к незрячему или слабовидящему человеку,
необходимо представиться и сказать, зачем конкретно вы пришли и к
кому, например: «Здравствуйте, это Иванова Татьяна, я пришла к
Марии Ивановне узнать, когда будет репетиция». Такие уточнения
позволят избежать неудобств, заминок.
Давайте собеседнику возможность говорить. Реагируйте, задавайте
вопросы, поддерживайте разговор собственными комментариями.
Будьте активным слушателем. Незрячий или слабовидящий человек
может не заметить выражения интереса или дружелюбной улыбки на
вашем лице, поэтому словами давайте ему понять, что вы его слушаете:
«Да», «Надо же!», «Это очень интересно», «А что случилось дальше?».
Всегда отвечайте на заданные вам вопросы. Если вы что-то
рассказываете и объясняете, старайтесь делать свой рассказ логичным
и описательным.
Сообщайте, что вы уходите и обязательно говорите, куда, даже когда
отходите куда-то на минутку, например, на кухню за стаканом воды.
Чётко обозначайте окончание разговора, когда вы общаетесь с
человеком, у которого остаток зрения небольшой или отсутствует
совсем. Иначе может возникнуть неловкая ситуация, когда вы уже
ушли, а он всё ещё обращается к вам.
Надеемся, что эти советы помогут вам выстраивать с незрячими
и слабовидящими людьми хорошие отношения без заминок и
разногласий.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.