«КАК ОБЩАТЬСЯ С НЕЗРЯЧИМ ИЛИ СЛАБОВИДЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ»


В беседе на вопросы психолога комплексного центра социального
обслуживания населения Беляевой Лидии Васильевны отвечает
председатель Калачинской МО ООО ОООИ ВОС Ремнева Галина
Ивановна .
В нашем обществе немало людей, которые полностью или частично
утратили зрение. Они так же, как и другие, посещают общественные
места, магазины, организации, передвигаются в общественном
транспорте и т.д. Только делать это им гораздо сложнее, чем людям с
хорошим зрением. Кроме того, сталкиваясь с незрячими или
слабовидящими людьми, зачастую люди теряются и не знают, как к ним
обращаться, как взаимодействовать и правильно оказывать помощь.
Предлагаем несколько советов, как сделать жизнь слабовидящих и
незрячих людей более комфортной.
 Когда вы здороваетесь, не забывайте представиться. Например:
«Здравствуй, Вера. Это Татьяна». Желательно дотронуться до плеча
или руки, чтобы показать человеку, что вы именно к нему обращаетесь.
 Говорите непосредственно с незрячим человеком, а не с его
сопровождающим. Говорите с незрячим человеком чётко и ясно, не
теряйте логику, уточняйте: «Вам понятно, что я говорю?».
 В беседе говорите с обычной громкостью. Говорить громче нужно
только, если у человека кроме зрения страдает ещё и слух.
 Обращайтесь к человеку по имени. Так он будет уверен, что вы
говорите именно с ним, а не с кем-то ещё, кто стоит рядом.

 Когда незрячий или слабовидящий человек входит в комнату,
поздоровайтесь с ним и сообщите, кто ещё находится в комнате. Так он
будет знать, что он не один, это позволит избежать неловких ситуаций.
 Если незрячий человек пришел в организацию, ему мало предложить
присесть. Не забывайте – он не видит, необходимо помочь ему это
сделать.
 В общественном транспорте незрячему человеку часто предлагают
присесть на свободное место. Но обратите внимание, где находится это
место, ведь ему сложно пройти через весь салон. Уступите место рядом
с ним, а сами пройдите на свободное.
 При решении каких-либо вопросов у незрячего человека следует
уточнить, всё ли ему понятно, нет ли ещё вопросов. Не забывайте, что
у людей с хорошим зрением в руках всегда остается памятка, запись, а
незрячему человеку всё нужно запомнить.
 Если вы сами пришли к незрячему или слабовидящему человеку,
необходимо представиться и сказать, зачем конкретно вы пришли и к
кому, например: «Здравствуйте, это Иванова Татьяна, я пришла к
Марии Ивановне узнать, когда будет репетиция». Такие уточнения
позволят избежать неудобств, заминок.
 Давайте собеседнику возможность говорить. Реагируйте, задавайте
вопросы, поддерживайте разговор собственными комментариями.
 Будьте активным слушателем. Незрячий или слабовидящий человек
может не заметить выражения интереса или дружелюбной улыбки на
вашем лице, поэтому словами давайте ему понять, что вы его слушаете:
«Да», «Надо же!», «Это очень интересно», «А что случилось дальше?».
 Всегда отвечайте на заданные вам вопросы. Если вы что-то
рассказываете и объясняете, старайтесь делать свой рассказ логичным
и описательным.

 Сообщайте, что вы уходите и обязательно говорите, куда, даже когда
отходите куда-то на минутку, например, на кухню за стаканом воды.
 Чётко обозначайте окончание разговора, когда вы общаетесь с
человеком, у которого остаток зрения небольшой или отсутствует
совсем. Иначе может возникнуть неловкая ситуация, когда вы уже
ушли, а он всё ещё обращается к вам.

Надеемся, что эти советы помогут вам выстраивать с незрячими
и слабовидящими людьми хорошие отношения без заминок и
разногласий.